Дополнительное меню
Блог руководителя
Здравствуйте уважаемые гости!
Рада приветствовать вас на сайте нашего образовательного учреждения!
Детство - удивительный, радостный, наполненный чудесными открытиями период в жизни человека.
Задача нашего образовательного учреждения сделать этот период незабываемым!
Мы работаем для того, чтобы каждый ребенок почувствовал себя любимым и желанным.
Подробнее...Полезные ссылки
- Электронная регистрация в ДОУ
- Администрация г. Волжск
- Министерство просвещения РФ
- Министерство образования и науки РМЭ
- Образовательный портал РМЭ
- Федеральный справочник. Образование в России
- Муниципальное учреждение Отдел образования
- Интернет-портал РМЭ
- Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
- Цифровое образование
Народная сказка как средство формирования экологических представлений у дошкольников
- Подробности
- Категория: Советы воспитателя
- Опубликовано 02.11.2016 19:27
- Просмотров: 927
Консультация для родителей
Автор: воспитатель Рыбакова Л.В.
В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
А народная сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.
Народные сказки во многом экологичны, в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В течение долгого времени человек воспринимал природу как нечто враждебное, таящее опасность, неопознанное. В мифах и сказках народов мира леса, болота обычно заселены злыми духами и прочими отрицательными персонажами. Со временем природа становилась все более понятной человеку, он постигал ее законы, учился использовать ее ресурсы. Теперь он выражал в сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природе. Например, земля называется «матерью-кормилицей». Бережное, уважительное отношение к природе предполагает, что она отплатит человеку тем же, удовлетворит его потребности в пище, крове. В сказках, как правило, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные культурные традиции. Произведения такого характера могут оказать неоценимую помощь педагогу, работающему в области экологического образования, в реализации регионального компонента.
Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла и т.д.
Маленькие дети очень эмоционально воспринимают все, что происходит в сказках, особенно если в них отражены события, в которых ребенок когда-то участвовал. Интерес к сказке повышается в том случае, когда дети сами становятся сказочными персонажами. Этот момент я активно использую в своей практике.
В ходе просмотра фильмов и сказок мы обращаем внимание детей на природу, которая окружает героев произведений. После просмотра сказок мы всегда обсуждаем с детьми то, что увидели и, что больше всего привлекло внимание детей при просмотре.
В беседах обязательно обращаем внимание на костюмы, речь героев, на национальный колорит в сказках.
Таким образом, ценность использования сказок в экологическом воспитании заключается в формировании у детей дошкольного возраста четкой нравственной позиции восприятия природных и культурных объектов, что оказывает формирующее воздействие на развитие экологической воспитанности и целостности мировоззрения дошкольников.