Дополнительное меню
Блог руководителя
Здравствуйте уважаемые гости!
Рада приветствовать вас на сайте нашего образовательного учреждения!
Детство - удивительный, радостный, наполненный чудесными открытиями период в жизни человека.
Задача нашего образовательного учреждения сделать этот период незабываемым!
Мы работаем для того, чтобы каждый ребенок почувствовал себя любимым и желанным.
Подробнее...Полезные ссылки
- Электронная регистрация в ДОУ
- Администрация г. Волжск
- Министерство просвещения РФ
- Министерство образования и науки РМЭ
- Образовательный портал РМЭ
- Федеральный справочник. Образование в России
- Муниципальное учреждение Отдел образования
- Интернет-портал РМЭ
- Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
- Цифровое образование
Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность
- Подробности
- Категория: Советы воспитателя
- Опубликовано 13.01.2017 13:43
- Просмотров: 1120
Консультация для родителей
Подготовила: воспитатель Двораковская Е.А.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», − писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу и родителям необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментированию в групповой комнате при активном участии родителей необходимо оборудовать уголок экспериментирования.
В дошкольном возрасте - это не только манипулятивный центр, в котором используются материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля), неструктурированные (песок, вода, опилки); сенсорные игры и пособия; оборудование (совочки, сито, мельница и др.), емкости для игр с водой, песком, снегом, но и более сложные инструменты – лупы, зеркала, пробирки, микроскопы и прочее. Дети дошкольного возраста, действуя в экспериментальном уголке, совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, качествах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности и входят в систему знаний окружающего мира.
Эксперименты дома и продукты творческой деятельности детей способствуют созданию условий для закрепления детьми полученных знаний и умений, поддерживают их инициативу, самостоятельность и познавательную активность.
В процессе развития детей познавательный интерес выступает как средство обучения ребенка. Это выражается в самостоятельном поиске интересующей информации, в стремлении узнать новое, где, что и как происходит.
Для того чтобы поддерживать интерес детей дошкольного возраста к познавательномуэкспериментированию необходимо:
• Не отмахиваться от желания малыша. Так как в основе любого желания лежит любознательность.
• Не отказываться от совместных занятий с ребенком. Дети не могут развиваться без участия взрослых.
• Не запрещать без объяснений. Запреты сковывают самостоятельность и активность.
• Если Вы что-то запрещаете, то обязательно объясните, почему запрещаете. Помогите разобраться что можно и как можно.
• Не указывать на недостатки и ошибки деятельности малыша, так как это приводит к потере интереса к этому роду деятельности.
• Поощрять любопытство, это вызовет потребность в новых впечатлениях. Любопытство порождает любознательность, потребность в исследовании.
• Предоставлять возможность малышу действовать с различными предметами и материалами.
• Поощрять желание экспериментировать с разными предметами.
• Побуждать ребенка доводить начатое дело до конца. Положительная оценка взрослого очень важна для него.
• Проявлять заинтересованность к деятельности ребенка. Беседовать с ним о целях, о его намерениях, о том каким путем добиться желаемого результата.
Проведение экспериментов надо рассматривать не как развлечение, а как один из методов ознакомления детей с окружающим миром. Это очень эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты объединяют все стороны воспитания и все виды деятельности.
Таким образом, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений дошкольников в ходе детского экспериментирования.
Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.